МОУ "Принцевская СОШ" Валуйского района Белгородской области
с.Принцевка
  • Функциональная грамотность

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

    ФУНК​ЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Её можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.


    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать её при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

    Математическая грамотность - это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

    Естественнонаучна грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

    Финансовая грамотность - это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    Глобальные компетенции - это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.


    Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
     

    Презентации:

    «ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

    «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ В РАМКАХ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»,  Ковалева Г.С., заведующий центром оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»


    Нормативно-правовое обеспечение

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 

    1. ФГОС-2021 НОО и ООО (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, 287)
    2. Указ Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской  Федерации на период до 2024 года»
    3. Приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
    4. Письмо ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования от 17 сентября 2021 г. № 01-09/285 «О создании региональных команд по формированию функциональной грамотности обучающихся» 
    5. Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 года № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся"
    6. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации  от 15 сентября 2021 г. № АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению  качества образования в субъектах Российской Федерации»
    7. Письмо Минпросвещения от 01.11.2021 № ТВ-1913/02 «О направлении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и в малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей»
    8. Письмо Рособрнадзора от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
    9. Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
    10. Письмо Минпросвещения от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
    11. Письмо Минпросвещения от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
    12. Письмо Минпросвещения от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
    13. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.10.2023 О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности

    РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    1. Приказ департамента образования Белгородской области от 21.09.2021 года № 2555 «Об утверждении региональной команды по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области»
    2. Приказ департамента образования Белгородской области от 17.09.2021 года № 2535 «О реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Белгородской области»
    3. Приказ департамента образования Белгородской области от 01.12.2021 года  № 3515 «О внесении изменений в приказ департамента образования Белгородской области от 17.09.2021 года №2535»

    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Письмо «О направлении информации» от 23.10.2023г. № 45-7-4/2963 «Об организации работы базовых площадок по формированию функциональной грамотности № 387-од от 03.06.2022г.»

    О внесении изменений в приказ управления образования администрации Валуйского городского округа от 21.06.2021г. № 666-од

    О реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Валуйского городского округа № 666-од от 21.09.2021г.

    О реализации комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Валуйского городского округа № 654-од от 21.11.2024 г.

    ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Приказ № 139-од от 20.09.2023 г "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 учебном году"

    Приказ № 146-од от 18.11.2024 г "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2024-2025 учебном году"

    Родителям о функциональной грамотности

    Для ребёнка очень важно быть успешным в учёбе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.  

    С сентября 2022 вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.

    Что же такое функциональная грамотность?

    Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

    Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.

    Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали нестандартными, жизненными.

    С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив которые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.

    Вы можете бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями на портале Российской электронной школы (РЭШ): https://fg.resh.edu.ru. А также на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования (http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/) по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы).

    Если ребёнок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течение всей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности. Сделайте своих детей успешными!


    Банки заданий по функциональной грамотности

    Банк заданий по функциональной грамотности

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

    Электронный банк заданий по финансовой грамотности

    Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

    Банк заданий по функциональной грамотности

    Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

    Открытые задания PISA

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ

    Примеры тестовых заданий международного исследования PISA  


    Полезные ссылки


    Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

    ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

    Интенсив ЯУчитель 3.0

    Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности

    Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

    Тест «Цифровые компетенции педагога» 

    Методические материалы по функциональной грамотности


     


    Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность
    2. Математическая грамотность
    3. Финансовая грамотность
    4. Естественнонаучная грамотность
    5. Задания для начальной школы (на уроках  математики,  окружающего мирачтения)


    Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

    Тест «Цифровые компетенции педагога»  

    Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности 

    Интенсив ЯУчитель  


    Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию функциональной грамотности:

    1. Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
    2. Методические рекомендации для учителей и родителей.  
    3. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя

    Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

    ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» 

    Издательство «Просвещение» 

    Методические материалы для учителя

    Мониторинг сформированности функциональной грамотности. Использование банка заданий

    Мониторинг сформированности функциональной грамотности. Использование банка заданий

    Скачать920 КБ

    Формирование функциональной грамотности обучающихся в московской системе образования

    Формирование функциональной грамотности обучающихся в московской системе образования

    Скачать940 КБ

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности 1

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности 1

    Скачать313 КБ

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности 2

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности 2

    Скачать313 КБ

    Марафон функциональной грамотности

    Марафон функциональной грамотности

    Скачать529 КБ

    Материалы Белгородского регионального института развития образования

    https://beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/funkczionalnaya-gramotnost

    СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ

    1. на выявление уровня читательской грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
    2. на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf
    3. на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
    4. на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

    Методические материалы

    1. Учимся для жизни: лаборатория функциональной грамотности. Вебинар издательства «Просвещение»  https://clck.ru/YLh3L
    2. Лаборатория функциональной грамотности. Корпорация Российский учебник. Методические материалы и запись вебинара  https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

    Мероприятия

    1. Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности" https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
    2. План всероссийских семинаров "Формирование и оценка функциональной грамотности школьников" https://edsoo.ru/Formirovanie_i_ocenka_funkcionalnoj_gramotnosti_shkolnikov.htm
    3. Материалы всероссийского семинара «Формирование функциональной грамотности: особенности организации учебного процесса», состоявшегося 23.09.2022.

    Документы федерального уровня

    Документы регионального уровня

    Документы муниципального и школьного уровней

    Методические материалы для учителя

    Мониторинг сформированности функциональной грамотности. Использование банка заданий

    Мониторинг сформированности функциональной грамотности. Использование банка заданий

    Скачать920 КБ

    Формирование функциональной грамотности обучающихся в московской системе образования

    Формирование функциональной грамотности обучающихся в московской системе образования

    Скачать940 КБ

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности 1

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности 1

    Скачать313 КБ

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности 2

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности 2

    Скачать313 КБ

    Марафон функциональной грамотности

    Марафон функциональной грамотности

    Скачать529 КБ

    Материалы Белгородского регионального института развития образования

    https://beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/funkczionalnaya-gramotnost

    СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ

    1. на выявление уровня читательской грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
    2. на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf
    3. на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
    4. на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

    Методические материалы

    1. Учимся для жизни: лаборатория функциональной грамотности. Вебинар издательства «Просвещение»  https://clck.ru/YLh3L
    2. Лаборатория функциональной грамотности. Корпорация Российский учебник. Методические материалы и запись вебинара  https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

    Мероприятия

    1. Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности" https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
    2. План всероссийских семинаров "Формирование и оценка функциональной грамотности школьников" https://edsoo.ru/Formirovanie_i_ocenka_funkcionalnoj_gramotnosti_shkolnikov.htm
    3. Материалы всероссийского семинара «Формирование функциональной грамотности: особенности организации учебного процесса», состоявшегося 23.09.2022.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie